Меню

Амон Ра

Амон Ра

О первоначальном характере этого божества известно достаточно мало. Тогда Амон был близок к Мину – богу земли и плодородия.

В древнюю эпоху Среднего царства, которое на то время управлялось фараонами XI династии (примерный период их правления 21-20 века до н.э.) существовала достаточно тесная связь между Амоном и богом войны Монту.

Но после стремительного возвышения XII династии, которое произошло в 20-18 веках до нашей эры, Амон стал отождествляться с Монту и получил имя Амон-Ра-Монту.

Начиная с эпохи XVIII (Фиванской) династии Нового царства, правление которой длилось на протяжении 2-х веков, начиная с 16-го, заканчивая 14-м веками до нашей эры, культ Амона приобретает массовый и общегосударственный характер, отныне он начинает активно распространятся по всей территории Египта.

С этого момента Амон начинает отождествляться с богом Рао (более известным как бог Ра) и носит более привычное нам прозвище — Амон Ра (отдельно имя Амон употребляется реже).

Впервые это прозвище встречалось в недавно найденных «Текстах пирамид», датированных около 23-21 веками до нашей эры. Кроме того, историки считают, что культ Амона мог также распространяться и в городе Куше – столице Древней Нубии.

Там культ Амона, скорее всего, также носил государственный характер. Подтверждено, что в Куше у Амона было несколько ипостасей, однако главная принадлежала Амону почитаемого храма Напаты.

По правилам, Царь Нубии избирался только оракулами храма Напаты, а после торжественной коронации, которая совершалась в самом храме, посещал святилища бога Амона в Гемпатоне, а вскоре и в Пнубсе, где и подтверждалась истинность его избрания.

Помимо всего, культ Амона был широко известен даже в далекой Азии, чему есть сохранившиеся подтверждения в виде древних текстов. В известном рассказе «Путешествия Уну-Амона в Библ» (датируется 11 в. до н.э.), описывающем о странствиях посланца Амона – послушного жреца Уну-Амона, запечатлены следующие фразы:

«Амон создал все насущнее, — говорит правитель города Библа, при этом обращается к жрецу Уну-Амону. – Это он их создал, но Египетскую землю, с которой ты пришел к нам, создал он раньше других земель. Из нее вышло искусство, чтобы достигнуть места, где нахожусь я, и великое знание вышло оттуда, чтобы достигнуть места, где живу я.»

Со времени массового распространения культа Амона по всей земле Египетской и лежащих близ территорий, его возвышают как главу так называемой гелиопольской эннеады (божественное объединение воедино) – девяти верховных богов города Гелиополя и гермопольской огдоады – восьми изначальных богов города Гермополя (Гермополиса).

Как и раньше, Амон Ра продолжает считаться среди местного населения богом-творцом, который создал все сущее. Кроме того, Амон Ра также почитается и как царь над всеми богами: в греческом языке ему соответствует прозвище Амон-Ра-Сонтер, а в египетском – Амон-Ра-несут-нечер.

Не стоит путать имена и прозвища богов, так как имя у Амона едино, а вот количество его прозвищ до сих пор точно не установлено.

С Амоном связаны известные в Египте мифы о возникновении огдоады во главе с Амоном в Фивах. Во времена птолемеевской эпохи возник достаточно интересный миф о знаменательном путешествии Амона вниз по реке Нил, с целью того, чтобы утвердить повсеместно истинность бытия огдоаду фиванских богов.

Богиня Амона Ра

Богиня Амона РаУ Амона, как и у большинства других богов, была богиня-жена. Считалось, что это была богиня неба Мут (в Египетской мифологии нету единого утверждения насчет того, кто же был действительной женой Амона), сын – бог луны Хонсу (в разных источниках окончание имени может отличаться).

Согласно некоторым источникам, первоначально место сына занимал ранее упоминавшийся бог войны Монту.

Иногда женой Амона называли богиню Амаунет, или Амент (Аментэ), хотя профессор Д.П.Шаптени де ля Соссей считает, что «это не более, чем теологическая абстракция, а само название – просто женский род слова Амон», так как в разных частях Египта люди произносят одни и те же слова по-разному.

Амон, Хонсу и Мун составляли фиванскую триаду – очень почитаемую тройку богов. Изображался Амон, как правило, в образе сильного человека с короной и двумя высокими перьями, над которыми зависал солнечный диск.

Встречаются также изображения Амона Ра и в образе человека с головой животного, особенной барана, который считался священным животным Египта всего.

С культом Амона Ра тесно связано обожествление фараона. Считалось, что все фараоны рождаются после ночи, проведенной царицей-матерью с божеством Амона, к которой он являлся только в образе ее земного мужа.

Поэтому, сам фараон почитался как земной и смертный сын Амона, благодаря этому жители Египетских городов очень часто в засушливые сезоны посещали места, где находился фараон, чтоб он попросил своего отца вызвать на землю Египетскую дожди.

Амон Ра как божество (идол) играл огромную роль в мистериях, посвященных коронации. К примеру, в истории есть известный случай, когда при коронации жрец провозгласил Рамсеса II фараоном от имени Амона-Ра: Это сын мой во плоти моей, призванный быть владыкой Египта и защитником его.

Амон и фараон считались единым целым: оба они были призваны быть владыками мира, его заботливыми правителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code