Сестры Фокс
Современному человеку Сэр Артур Конан Дойль известен как автор знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона. Однако любителям приключенческих и фантастических романов и рассказов Сэр Артур известен еще и целым рядом блестящих, увлекательнейших повествований более серьезного порядка.
Фантастический роман «Затерянный мир» неоднократно был экранизирован и пользовался широкой популярностью, хотя не все знают, что именно автор серии криминальных рассказов написал это произведение.
Еще меньшая аудитория знакома с фундаментальным трудом Сэра Конан Дойля «История спиритуализма». Именно это произведение имеет прямое отношение к нашей сегодняшней теме.
Истоки спиритизма
Три сестры Фокс, дочери канадского эмигранта, жившего в середине 19-го века в окрестностях славного города Нью-Йорка, упоминаются в исследовании Сэра Артура в качестве инициирующего звена, приведшего к стремительному и бурному расцвету индустрии общения с духами умерших сначала в США, а затем и во всем остальном цивилизованном мире.
- Вкратце напомним историю сестер Фокс. Семья Фокс переехала из Канады в США на пмж и поселилась в доме «с привидениями». Несколько лет до этого в этом жилище произошел некий таинственный случай. Зашедший погостить на несколько дней коммивояжер бесследно исчез. Вскоре уволенная служанка обвинила хозяев в убийстве несчастного продавца кухонной утвари. Полицейское расследование ничего не дало.
- Младшим сестрам Фокс, Маргарет и Кейт, в это время было 11 и 15 лет. Тот самый пубертатный период, когда подростковая энергетика способа привлекать потусторонние силы.
- Так и произошло. Вскоре после заселения младшая Кейт научилась общаться с потусторонним обитателем дома, назвавшем себя духом убитого бакалейщика. Через короткое время и средняя сестра Маргарет завила о своих спиритических способностей.
- Предприимчивая старшая сестра, уже бывшая за мужем, вероятно, решила сделать на необычных способностях младших сестер небольшой гешефт, как говорят в Одессе.
- Сеансы общения с потусторонними духами были поставлены на промышленную основу. Нередко контакты с духами мертвых происходили в присутствии тысяч зрителей в огромных концертных залах.
Дальше произошло то, что и должно было произойти в Америке, стране, созданной и населенной предприимчивыми людьми. Идея спиритизма мгновенно завоевала сердца американцев. Уже через 10 лет после первого публичного сеанса общения с духами, в Нью-Йорке было более 10.000 практикующих медиумов и более 300.000, как сегодня бы сказали «фолловеров», горячих поклонников и фанатов спиритизма.
Еще какие-то 10 лет и спиритуализм завоевал Англию, затем уже во Франции было учреждено всемирное «Парижское общество спиритических исследований» и общение с духами предков приобрело статус науки.
Сами сестры Фокс в этом бурном потоке эволюции спиритизма вскоре затерялись, подвергались жесточайшей критике, обвинялись в мошенничестве. Последние годы жизни основоположницы спиритуализма провели в полной нищете и забытости. Спиритизм как явление уже вовсю жил собственной жизнью.
Истоки и возможность зарождения спиритизма в середине 19-го века
За полтора столетия до запуска спиритического стартапа сестер Фокс в Северной Америке, в небольшом городке Салем, по обвинению в ведьмовстве было казнено и повергнуто уголовному преследованию несколько десятков женщин.
А в середине 19-го века публичные сеансы с вызовом духов и общением с мертвыми не вызвали никакого религиозного возмущения и преследования. Более того, спиритические сеансы приветствовались обществом, поощрялись влиятельными людьми.
Как так получилось? Давайте вспомним общественный климат, атмосферу той эпохи.
- Нарастало влияние науки и материалистической теории, приобрел популярность атеизм.
- Религия, с другой стороны, снизила свое общественное влияние и почти не участвовала в жизни государства.
- Колдунов больше не сжигали и вообще не преследовали.
Давайте углубимся в историю еще дальше. Начало Христианства. Основоположники новой религии сами нередко общались с духами и это описывалось как Чудо.
В Средние века церковь преследовала представителей альтернативных верований, как составлявших конкуренцию и отвлекавших «целевую аудиторию» из сферы влияния христианства.
Общение с душами умерших в эпоху гонения на ведьм уже рассматривалось как вступление в контакт с дьяволом и жестоко карались.
Когда практически всех ведьм и колдунов извели, конкуренция перестала быть значимых фактором и преследования альтернативных верований прекратились за практической ненадобностью.
Постепенно, за века в общественном сознании вообще выветрилась сама идея возможности поговорить с умершими предками.
Вот почему феномен сестер Фокс вызвал такой фурор в обществе. Возможность контактировать с умершими родственниками или знаменитостями воспринималась как чудо, от которого за века инквизиции и борьбы официальной церкви за монопольное владение духовность люди простоту отвыкли.
По сути, именно церковь создала ситуацию исчезновения веры в чудеса. Ведь за чудеса запросто могли сжечь на костре. Согласно церковным канонам, все чудеса уже произошли тысячи лет назад с основоположниками христианства, а попытки современников «делать чудо» своими руками воспринимались как кощунство и выставление себя, ничтожного смертного грешника, в качестве конкурента самому Творцу.
В определенном смысле именно церковь стала невольным инициатором широкого распространения атеизма и материалистических представлений о мире.
Религия изменила представления людей о мире, но сам мир не изменился. Духи предков все так же стремятся к контакту с живыми. Похоже, им есть что нам сообщить.
P.S. Термин «спиритуализм» происходит от латинского Spirit – то есть Дух. Получается, что спиритизм можно перевести как «духовность».