Меню

Вий в мифологии

Вий в мифологии

Один из наиболее одиозных и таинственных персонажей европейской мифологии – Вий, известный нам в первую очередь из одноименного кинофильма по повести Н.В. Гоголя. В восточнославянской традиции имя этого языческого божества этимологически выводится из украинского слова «вія» – «ресница, веко».

В такой интерпретации имени Вия прослеживается присущее современной европейской цивилизации поверхностное восприятие вещей – поскольку Вий внешне выглядит приземистым, коренастым мужичком с длинными веками или ресницами, ниспадающими до самой земли, стало быть, очевидно, что и прозвище его должно иметь происхождение от слова «веко».

Давайте проанализируем Вия более глубоко, расширенно и с альтернативных точек зрения.

Вий в общепринятом понимании

Вий в общепринятом понимании

Сегодня принято полагать, что Вий в восточнославянской мифологии есть то-то и то-то. Однако давайте оглянемся на исторические события.

  • После того, как Русь приняла Христианство, церковь постаралась тщательнейшим образов «вычистить» все элементы языческих верований, ранее занимавших духовную сверху восточнославянского населений.
  • В этом нет ничего необычного – так поступают все «новые хозяева», поскольку не может быть альтернативного устава в одном монастыре.
  • Итогом этой теологический чистки стало то, что древние изначальные славянские легенды и повествования о божествах и верованиях были замещены более поздними интерпретациями в концепции мировосприятия авраамических религий.

Критической особенность иудео-христианских монотеистических религиозный представлений является строгое биполярное восприятие морали:

Добро – Зло.

В праславянских языческих верованиях ничего подобного не было и не могло быть. Если Божеств много – то у каждого из них свое понятие о Добре и Зле. Единой морали в условиях множественности представлений о добре и зле не может существовать.

В сегодняшней интерпретации славянской мифологии (фактически, христианской версии древних языческих верований) Вий описывается как некий Страж Подземного мира, в котором происходит оценка поступков душ умерших людей и их очищение. Совершенно христианское представление о том, что происходит с человеком после смерти.

Проблема в том, что оригинальные древнеславянские легенды стерты из памяти, артефакты не сохранились и мы сегодня не можем иметь истинного понятия, как древние славяне понимали роль Вия.

Вий – от слова «видеть»

Вий – от слова видеть

Давайте вспомним, что делал Вий в упомянутом «фильме ужасов».

  • Философ Хома Бут, которому было доверено произносить молитвы по усопшей Панночке, очертил свой подиум меловым кругом и непрерывно вслух читал Писание.
  • Фактически, описывается магический обряд зашиты от темных сил.
  • Вследствие этого обряда Фома стал невидим для ведьмы и ее сподвижников – чертей и прочей нечисти из Преисподней.

Чтобы увидеть жертву, ведьма велела привести Вия. Вий произнес сакраментальную фразу:

«Поднимите мне веки».

После чего увидел Фому и указал на него перстом.

С точки зрения мистического учения наш мир является интерпретацией, продуктом работы системы восприятия. Воспринимающие существа, к которым относится человек и демоны тоже, формируют поле воспринимаемого мира согласно привычного инвентарного списка (перечисление всех обязательных элементов, которые должны быть в мире).

Магические обряды, как очерчивание мелом круга и произнесение вслух молитв (заклинаний), позволяет исключить из поля восприятия некоторые образы – сделать их невидимыми.

Вий, со своей стороны, существо видящее, то есть, способное наблюдать реальный мир как есть, без какой-либо интерпретации.

Вия является видящим в том смысле, что его зрение не замутнено никакими узкими концепциями мировосприятия.

Железное лицо Вия символизирует его духовную пустоту, отрешенность от каких-либо моральных или иных ценностных интерпретаций.

  • «Блаженный нищие духом (пустые), ибо их есть Царствие Небесное».

Смирение или отрешенность в данном контексте означает не отказ об земных благ, а отсутствие ценностной интерпретации «результатов объективного контроля».

Вий как страж Чистилища

Вий как страж Чистилища

Если в качестве точки отсчета взять более древние, нежели авраамическая религия концепции вселенной, то роль Вия приобретает несколько иные характеристики.

  • Могущественное непостижимое Божество, управляющее Вселенной, выдает живым существам жизнь (как способность осознавать окружающий мир) как бы в аренду на определенный период.
  • В течение арендного периода живые существа должны развивать свое осознание в рамках собственной природы.
  • После смерти все существа обязаны вернуть полученные во временное пользование жизнь и осознание.

И вот здесь в игру вступает Вий в качестве видящего и чистильщика. Вий анализирует накопленное в течение жизненного цикла осознание и очищает его (возможно, сортирует), делая пригодным для перемещения в конечную точку назначения. В древнеславянской терминологии Рай или Нирвана называется Правь.

  • Бренный мир живых – Явь.
  • Мир мертвых или чистилище – Навь.

Хотя этимологически логичнее было бы чистилище назвать «Правь». Вполне возможно, что здесь путаница терминов вследствие ошибок более поздних христианских летописцев.

Почему взгляд Вия убивает

Почему взгляд Вия убивает

Если внимательно изучить контекст, то живые существа, которым сподобилось взглянуть в глаза Вия, не были убиты взглядом, а умирали от страха и ужаса.

Что же такое страшное несчастные могли увидеть в глазах Вия, что это привело к инфаркту?

Поскольку Вий – видящий, можно предположить, что те, кто смотрит в его глаза, видят истинную природу вещей, реальный мир как есть и самого себя без прикрас.

И вот это осознание реальности и своего места в ней и производит ужасающее, убийственное впечатление на грешников.

Мы не зря в этом случае употребили слово «грешники». Суть в том, что праведники и сильные духом не умирают от взгляда Вия. Возможно потому, что нищие духом и сами видят реальность без прикрас и готовы к встрече с Бесконечностью за пределами Добра и Зла.

Всевидящее Око

Символически Вий представлен в форме мистического амулета «Всевидящее Око», выглядящее как круг в круге, в наружу и внутрь окружности имеют некие «шипы», обеспечивающие безопасность, защиту от внешнего и внутреннего вторжения.

Обратите внимание, Всевидящее Око защищено не только от внешней, но и о внутренней агрессии. Как писал великий китайский теоретик стратегии Сунь Цзы:

«Чтобы побеждать противников, необходимо прежде научиться побеждать самого себя».

Под внутренне агрессией следует понимать то самое упомянутое выше интерпретированное восприятие, ограничивающее возможность видеть реальность как она есть.

  • Воспринимающее существо ограничивает реальность, выделяя и фиксируя вниманием только известные (перечисленные в инвентарном списке мира) элементы.
  • Элементы реальности, не включенные в инвентарный список, просто не воспринимаются и потому как бы и вовсе не существуют.

Оберег, амулет Всевидящее око, исходя из структуры символа, наделяет носителя способностью проникать в истинную сущность вещей, противостоять внешнему влиянию, сатанинским искушениям и не поддаваться заблуждениям привычного ума, быть способным противостоять соблазнам и порокам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *