Меню

Почему сжигали ведьм

Почему сжигали ведьм

Историки называют несколько причин, почему сжигали ведьм. В Средневековье бытовало мнение, что колдуны, ведьмы и вампиры обладают способностью восстать из мертвых.

Поэтому простое убийство и обычное захоронение не могли гарантировать полную нейтрализацию, обезвреживание демонической угрозы. Сжигание тела на костре как бы очищало душу еретика. В этом проявлялось своеобразное милосердие к отступнику – после смерти на костре очищенная от грехов душа получала шанс войти в Царствие небесное.

Другая версия, почему сжигали ведьм, указывает на особое милосердие христианской религии. Суть в том, что церковь не желала проливать кровь человека, пусть даже и грешника.

В данном контексте сжигание на костре олицетворяет милосердную христианскую казнь без пролития крови.

Третья версия заключается в жестокости средневековых нравов. Процедура аутодафе организовывалась и проводилась весьма театрально и зрелищно. Посмотреть на казнь собирались чуть ли не все жители населенного пункта.

Впечатляюще представление и наблюдение мучений сжигаемой ведьмы должно было оказывать глубочайшее впечатление на наблюдателей. Потенциальные ведьмы и колдуны должны были воспринимать костер как своеобразное предостережение и предупреждение. Такой вот своеобразный метод профилактики антирелигиозных правонарушений.

Бытовая версия, почему сжигали ведьм, берет во внимание такие распространенные в обществе явление, как зависть, жадность, личная неприязнь, стремление избавиться от конкурента путем доносительства.

Широкому распространению доносов и клеветы могло способствовать то, что имущество сожженного передавалось во владение обвинителю. Этим можно объяснить большое число доносов и обвинений в колдовстве богатых людей. В таких доносах можно рассмотреть элементарное желание поживиться за счет обвиненных ведьм и колдунов.

Доносы, обвинения, процессы над ведьмами

Доносы, обвинения, процессы над ведьмами

Однако художественная литература и кино в значительной степени преувеличивают «беспредел» инквизиции.

  • Принято считать, что подозреваемого в ведьмовстве пытали изощренными методами до тех пор, пока несчастный не умирал либо не подписывал признательные показания.
  • Анализ исторических документов показал, что около половины обвинений в ведьмовстве, ворожбе, нанесении порчи, оканчивались оправдательными приговорами суда инквизиции.
  • В некоторых случаях незаслуженно обвиненная и оправданная судом ведьма даже могла получить компенсацию за моральный и материальный ущерб.

Применение пыток в процессах над ведьмами строго регламентировалось. Вполне вероятно, что изрядная часть пыточного инструментария, выставленного в европейских музеях, может являться подделкой и в реальности никогда не существовала.

Ведьмы на костре

Срок расследования по обвинению в ведьмовстве был строго ограничен. То есть, подозреваемого или подозреваемую инквизиторы не могли истязать годами. Зачастую вместо реальных пыток инквизиторы применяли методы психологического воздействия, держали на голодном пайке в холодном помещении.

Часто костер обустраивался таким образом, чтобы казнимый был полностью закрыт и зрители не могли бы видеть страшных мучений сжигаемого. Была распространена практика «милосердного» аутодафе. Попросту говоря, обвиненный в колдовстве давал палачу взятку. За деньги или драгоценности палач веревкой душил приговоренного еще до того, как разжечь огонь.

Известно, что знаменитый инквизитор Торквемада, прославившийся своей жестокостью и непримиримостью в охоте на ведьм, в более чем половине случаев сжигал на костре не живых людей, а соломенные чучела.

Предположительно, чучело использовалось в качестве заменителя преждевременной умершего в процессе расследования грешника либо в случаях, когда преступнику удавалось скрыться от правосудия инквизиции.

Исторические параллели

Исторические параллели

В одном из первых сохранившихся в истории человечества письменном документе – «Законах Хаммурапи» имеется статья с описанием процесса расследования обвиненных в колдовстве.

  • Подозреваемо опускали в воду. Так называемое «испытание водой».
  • Если несчастный тонул, его признавали виновным в колдовстве.
  • Но если испытуемый выплывал из воды, его считали невиновным.

Примечательно, что в случае оправдательно приговора обвинитель должен был предать свое имущество человеку, на которого был написан ложный донос. Как видите, месопотамские Законы Хаммурапи не поощряли и не стимулировали доносительство.

Напротив, при таком раскладе лжесвидетель трижды должен был подумать, прежде чем писать донос на заведомо безвинного человека.

Широко распространенное мнение, что наиболее усердствовали испанские инквизиторы, не соответствует действительности. Скорее всего, идея о зверствах испанской инквизиции является элементом англосаксонской информационной войны, с целью демонизации могущественно конкурента – Испании.

В самой Англии сжигание ведьм не получило широкого распространения. Однако английский истеблишмент казнил гораздо больше людей, чем за всю эпоху Инквизиции, во времена «огораживания» по обвинению в бродяжничестве.

Людей сначала сгоняли со своей земли, а потом вещали по обвинению в отсутствии постоянного места жительства. Всего за один год было повешено более 100.000 бродяг.

Из исторических документов известно, что наибольшее количество ведьм и колунов было сожжено не в католических странах, как это принято полагать, а в реформаторской протестантской Германии 16-го века.

В Северной Америке практически единственным случаем процесса над ведьмами, закончившегося сожжением, стал кейс о пресловутых «салемских ведьмах». Этот процесс изрядно распиарен и раздут в СМИ и голливудской кинопродукции.

Ученые полагают, что вполне вероятно, обвиненные в Салеме девушки действительно обладали паранормальными способностями либо были попросту сумасшедшими с девиантным поведением.

В православных странах Восточной Европы практики сжигания колдунов и широкого распространения охоты на ведьм не было. Более того, Церковь зачастую старалась оберегать ведьм и колдунов от самосуда со стороны местных жителей.

Как видите, причин, почему сжигали ведьм можно назвать несколько. В целом же объяснить социокультурные явления достоверно не всегда возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *